Интервью Александра Щапина газете ``Полный вперед``, No 15, 4 сентября 2009

ЛУЧШИЙ ОТДЫХ - ЭТО ДВИЖЕНИЕ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

Александр Щапин - главный конструктор создаваемого сейчас предприятия Самбот (Samara Boat Design), в недавнем прошлом - технический директор фирмы "Аквалайн".

Александр Щапин с газетой ``Полный вперед`` Лучший отдых для меня - это движение на свежем воздухе. Иногда хочется побродить по лесу, иногда -залезть на гору, просто посидеть вечером у костра - замечательно. Очень люблю передвигаться по воде в любых лодках, кроме моторных. В разное время у меня было несколько гребных лодок, все построены самостоятельно. Сейчас у меня две лодки - парусная яхта и быстроходный каяк.

Ваши самые любимые места отдыха, лучшие детские и юношеские воспоминания, связанные с отдыхом на природе.

В Самару я приехал поступать в аэрокосмический университет, в 1989-м. Детство прошло в Якутии, на Камчатке, на Украине. Самые яркие детские воспоминания связаны с камчатскими горами, речками, и океаном. Понятие "отдыха" даже в голову не приходило, просто жил природой, лазил на горы, купался в озерах, шатался по лесам и лесотундре. С восторгом, который охватывает тебя, когда идешь по вечным снегам на высоте 2 000 метров, ничто сравниться не может. В Самаре ничего подобного нет, но местная природа имеет свое мягкое очарование, особенно осенью, когда во всем появляется чистота и прозрачность.

Когда и с чего началось ваше увлечение парусным спортом? Когда и как появилось желание построить яхту самому?

на яхте Работая в самарской фирме "Аквалайн" я проектировал и строил катера и моторные лодки. Однажды, занимаясь ремонтом парусной яхты, я очень остро осознал, что хочу оказаться на воде и под парусами. По объявлению в газете купил старый деревянный швертбот, заклеил дыры в днище и спустил на воду. Впоследствии оказалось, что это легендарная "Эмка", очень быстрое и строгое спортивное судно, требующее слаженных действий экипажа из трех человек. Тогда я всего этого не знал, принялся осваивать парус в одиночку. Опрокидывался по глупости, попадал в жуткие шквалы и опять опрокидывался, беспомощно дрейфовал по течению, попав в штиль, тащил лодку к месту стоянки как бурлак, топая по берегу. Ломал гик, утопил стаксель, пробивал дыры в днище, заклеивал. Пробовал ходить на других лодках, например, швертбот "Луч" идеально заточен под управление в одиночку, но он разочаровал меня своими ходовыми качествами. С мощью и скоростью "Эмки" трудно поспорить. Постепенно пришло понимание, какой должна быть лодка для одиночки. "Аквалайн" предоставил мне помещение и транспорт, я загнал лодку в ангар и три года перестраивал в свободное от работы время. Яхта, которая получилась в итоге, обитает сейчас в яхт-клубе "Волга". Это по-прежнему швертбот, очень широкий и остойчивый, с глиссирующими обводами и очень мощным парусным вооружением. По своему характеру это экспериментальная лодка, которая нужна мне, как конструктору, чтобы обкатать и довести до ума новые технические принципы, например поворотную мачту-крыло, регулируемый по углу атаки шверт, глиссирующие обводы. Ввиду экспериментального характера, лодка часто ломается, требует ремонта и переделки, и поэтому мой отдых на воде часто не отличается от того, что я делаю и на работе. К сожалению, надежность на воде требует больших финансовых вложений, а скорость в сочетании с надежностью - очень больших. И при этом, если стихия захочет поломать твою лодку, она все равно своего добьется, так как обладает непреодолимой силой. Иногда я мечтаю о совсем другой яхте - простой, надежной, требующей минимальных усилий для управления. В современной яхте слишком много объектов, требующих внимания от яхтсмена, всевозможные настройки съедают все внимание и мешают человеку общаться с природой. Количество операций, которое необходимо совершить при каждом повороте на гоночной яхте часто превышает возможности одного человека. Когда-нибудь я построю не гоночную лодку, в которой для управления будут только румпель и грота- шкот, все остальные настройки будут выполняться один раз в сезон, и скорость будет достаточной, чтобы путешествовать куда вздумается, невзирая на течения и не боясь опрокидываний.

Я не являюсь спортсменом и не смог бы им быть при всем желании, отсутствует необходимая выучка. Парусным спортом я интересуюсь только с точки зрения технических решений, применяемых в яхтах. Задача выиграть несколько секунд, минут, часов у соперника мне не близка, лично мне лодка нужна для передвижения по воде, и не так важно с какой скоростью. Другое дело, что получаешь ни с чем несравнимое удовольствие, когда лодка бежит легко и непринужденно.

прогулка на гребной лодке Тем не менее, парусный спорт восхищает меня своей атлетичностью, и необходимостью думать и рассчитывать не менее интенсивно, чем в шахматах, и необходимостью открыто противостоять непредсказуемой стихии. Поэтому если удастся поучаствовать в проектах создания чисто гоночных яхт, я буду счастлив.

Яхтинг изнутри сильно отличается от стандартного представления людей о нем. Владение яхтой – это серьезная моральная и финансовая нагрузка, и далеко не все люди согласились бы тянуть эту лямку. Если вы все же чувствуете, что лодки - ваше призвание, выбирать яхту надо в соответствии с финансовыми возможностями и личными потребностями. Как правило, хорошая гоночная яхта, неудобна при использовании в качестве крейсерской и наоборот. Маленькая лодка способна подарить владельцу не меньше удовольствия, чем большая. Одноместный каяк часто позволяет полностью слиться с природой, руками ощутить каждый пройденный километр пути, а роскошные супер-яхты, зачастую, всю жизнь проводят у причалов, показывая статус владельца, но никогда не используясь по прямому назначению.

Наверняка у вас есть яркие, интересные воспоминания, истории, встречи. Расскажите о самых запомнившихся из них, о друзьях, людях, разделяющих ваше увлечение.

Я думаю, что у каждого яхтсмена есть куча ярких историй о попадании в шквалы, оверкилях, посадках на мель, штормовых гонках и мучительном пережидании штилей. Есть такие истории и у меня, но рассказать хочется не об этом. Яхтинг гораздо больше и шире, чем просто парусный спорт, и запоминаются не всегда самые громкие моменты. Однажды знакомый пригласил меня покататься на яхте поздней осенью. Пришли, счистили с лодки десятисантиметровый слой снега, вышли на фарватер, поставили паруса. Вокруг черная, зимняя вода, ветер несильный, но уверенный, и в какой-то момент пошел легкий снег. Эта картина - молчаливая зимняя река, лодка, бегущая под полными парусами, и снег, надежно впечаталась в память.

Кого из яхтсменов Самары и Самарской области вы считаете лучшими? За какой клуб "болеете"?

Как я уже говорил, я не способен болеть по поводу парусного спорта, и мне не так важно кто какой яхтсмен, гораздо важнее для меня человеческие качества. Я очень благодарен всем обитателям яхт-клуба "Волга", за помощь в доработке яхты, у меня хорошие отношения с самарскими яхтсменами - Сергеем Видманкиным и Эдуардом Горбаневым, с тольяттинцами Александром Лысовым и Евгением Сидоровым.

Многие считают Волжские просторы идеальным местом для отдыха и спорта. Вы разделяете это мнение?

Хорошее место для жизни и отдыха. Я думаю, хорошо там, где мы есть. Пользуясь случаем, призываю всех беречь родную природу и, по возможности, не мусорить. Большинство яхтсменов, которых я знаю, и фантика за борт не бросят, весь мусор собирается в пакеты и уносится с собой, костры тщательно гасятся. Хорошо бы, чтобы эта особая культура общения с природой проникла в массы.

Ваша семья поддерживает вашу любовь к парусному спорту?

У меня жена и двое детей. Проводить время на воде им очень нравится. Правда наша яхта – перегруженный парусами экспериментальный швертбот не является оптимальной лодкой для катания детей, но мы все равно ходим всей семьей, когда позволяет погода. Крейсерская яхта, кроме всего прочего, это еще и свой любимый домик на воде, и в этом состоит значительная доля удовольствия.

Есть у Вас другие увлечения?

Меня привлекает все, что делается руками и требует культуры обращения с материалом, например изготовление музыкальных инструментов, авиа- и судомодели. К сожалению, основная работа почти не оставляет времени для других занятий.

Что Вы можете сказать о семейном отдыхе?

Думаю, что для семейного отдыха достаточно иметь крепкую семью, все остальное приложится. За границей ни разу не был. Мечтаю побывать в Новой Зеландии. Великая парусная держава, все-таки.

Рыбалка, охота - есть ли время и желание заниматься ими?

Рыбацкий азарт мне не ведом абсолютно. Разнообразное оружие меня привлекает, как и стрельба, но стрелять по живой мишени я бы не стал. Поэтому охота и рыбалка - не для меня. К серьезным охотникам и рыболовам отношусь с уважением, понимаю, что это - настоящее мужское занятие, древнее, как и сам человеческий род.

Немного о Вашей работе.

Я конструктор. Моя работа - создавать хорошие, красивые, удобные, экономичные и быстроходные лодки. К сожалению сейчас люди знакомы только с моторными лодками, и каркасными байдарками. Крейсерские яхты у нас в стране производятся в единичных экземплярах, недорогие серийные моторные лодки удручают своим качеством. Хотелось бы обратить внимание людей на многообразие существующих экономичных лодок - каяков, каноэ, гребных лодок. Все эти лодки позволяют организовать полноценный отдых на воде с минимальными затратами. Надеюсь, в ближайшее время получит распространение еще один малоизвестный у нас класс судов - водоизмещающие моторные суда. Это классические суда или катамараны с современными бесшумными двигателями малой мощности. Они могут быть весьма вместительными, грузоподъемными и комфортабельными, а очень маленький расход горючего и бесшумность позволяют получить удовольствие от каждого пройденного километра.

Сейчас я работаю вместе с настоящими энтузиастами водного туризма Михаилом Вейсманом и Алексеем Ланцовым. В наших ближайших планах - разработка быстроходной двухместной пластиковой байдарки для активного отдыха и туризма. Сейчас мы заканчиваем постройку парусно-гребного тримарана, в сентябре -испытания. Познакомиться поближе с этими проектами можно на нашем сайте samaraboat.ru.

Что бы Вы порекомендовали тем, кто пока еще только мечтает о яхтах?

Мечтать. Мечты сбываются.

Ваши дальнейшие планы.

Этим летом я сломал мачту. В ближайших планах -восстановить работоспособность яхты и походить под парусом. Еще с нетерпением ожидаю испытаний нового судна.

Ваши пожелания нашей газете, любителям водного спорта, участникам и лидерам соревнований.

Любителям и профессионалам спорта – спортивных достижений, газете - процветания, а всем остальным, включая себя, преодолеть кризис и получать удовольствие от жизни.

Подготовила С. Каллас.


© 2011 ООО "СамБот"
Samara Boat Design
+7 917 141 54 18
mail@samaraboat.ru
Экстремальный портал VVV.RU